Вчера заменил оба задних ступичных.
Первоначальное замечание - нужно постараться максимально удалить грязь вокруг места работ. Хорошо бы помыть все керхером и высушить. Я этого не делал, очищал все проволочными щетками как мог. Главное не допустить попадание песка и прочей грязи в уже собираемые узлы.
Очень коротко:
Начал с левого, не понравился цвет металла извлеченного, решил поменять на новые оба. Пока еще не отмывал и не разглядывал извлеченные, времени маловато.
Несколько фото покажу.
Фотал спонтанно, изредка, некоторые операции на передних, некоторые на задних, не суть, подшипники все четыре у меня одинаковые, операции совершенно идентичные.
Экспериментальная операция - снятие ступицы без ударов:
Вложение:
IMG_20170712_105528.jpg [ 74.65 КБ | Просмотров: 13565 ]
В качестве винта применил детали от старого жигулевского домкрата, но вполне подойдет любой подходящий винт, усилие оказалось мизерным. Хотя обратным молотком долбят так, что кузов сотрясаестя...
Тут не показано, но приходится еще вставить некий рычаг для противодействия вращению винта, монтажный ключ, очень большая плоская отвертка, которой комплектуются танковые дизели... не попала в кадр, трансмашевская называется.
Вложение:
IMG_20170712_105520.jpg [ 72.6 КБ | Просмотров: 13565 ]
Самый важный момент, во что упирается винт этой простой приспособы?
Вот во что:
Вложение:
IMG_20170713_120114.jpg [ 52.71 КБ | Просмотров: 13564 ]
Это сборка в воздухе, на самом деле она собирается внутри узла, держится за проточку, в которой живет стопорное кольцо подшипника. Вот так:
Вложение:
IMG_20170712_105208.jpg [ 82.26 КБ | Просмотров: 13564 ]
Вложение:
IMG_20170712_105235.jpg [ 70.86 КБ | Просмотров: 13564 ]
Вложение:
IMG_20170712_105335.jpg [ 45.67 КБ | Просмотров: 13564 ]
Только сначала надевается кольцо, а потом уже вставляется палец, "расклинивая" половинки и выбирая зазоры до минимума. Зазоры остаются, ничего не закусывает и не заклинивает, все собирается и разбирается за секунды, голыми руками.
На фото вместо специального кольца применена оправка, не суть, места там и для оправки вагон, но кольцо было бы эстетичней. В чертежах будет кольцо.
Винт упирается в палец приспособы и легко вытягивает ступицу, без ударов и прочих истерик.
Несколько секунд, два-три поворота винта, и ступица свободна:
Вложение:
IMG_20170712_110013.jpg [ 80.48 КБ | Просмотров: 13564 ]
Проще некуда, правда?
Так и есть, только у меня в этом месте обнаружилась засада - забыл дома съемник для внутреннего кольца подшипника...
Куда деваться, пришлось все собирать как есть обратно и ехать за съемником. Пешком ходить было бы дольше.
Продолжим.
С помощью купленного заранее за разумные деньги съемника снимаем внутреннее кольцо со ступицы:
Вложение:
IMG_20170713_115318.jpg [ 80.98 КБ | Просмотров: 13564 ]
Тут важно не сжимать полукольца приспособы с усилием, они прижмутся к ступице и повредят поверхность, по которой работает сальник, не критично, можно зачистить, но лучше не допускать. Но остальные резьбовые соединения приспособы нужно несильно подтянуть, чтобы не было лишней свободы для перекосов.
В качестве упора тут применен подручный инструмент, в чертежах будет специальный упор.
Процедуру съема стопорных колец не фотал, руки заняты. Но снимаются они очень легко, когда есть визуальный контроль и длинная тонкая плоская отвертка.
В итоге из восьми семь стопорных колец остались старыми. Одно таки заменил на новое, т.к. без зрительного контроля слишком долго возился со снятием и совсем чуток его деформировал. Можно было поправить, но на кой, если есть 8 новых...
Чет подглючивает форум, изображение дублирует...
Для установки колец применил специальный съемник, отлично справляется со своей задачей, хотя и предназначен для классических колец, с отверстиями.
Вложение:
IMG_20170712_104133.jpg [ 81.98 КБ | Просмотров: 13564 ]
Вынимаем второе стопорное кольцо и выпрессовываем оставшуюся часть подшипника:
Вложение:
IMG_20170712_132816.jpg [ 99.7 КБ | Просмотров: 13564 ]
В стационарных условиях было бы выгодней открутить кулак полностью и перенести на пресс, но мы же в чистом поле, так удобнее...
Вынутые и отмытые детали, расположенные так, чтобы не перепутать в случае повторного использования:
Вложение:
IMG_20170712_134659.jpg [ 68.91 КБ | Просмотров: 13564 ]
И смазка, которую решал таки применить. Очень неожиданно, правда?
Чистим до стерильности посадочные места, убеждаемся в отсутствии на них любых забоин, царапин, чего угодно, меняющего даже на микрон форму посадочного отверстия, зачищаем при необходимости, еще раз моем сольвентом, смазываем, ставим наружное стопорное кольцо и запрессовываем новый подшипник в сборе или одно только кольцо старого, в прежней позиции, у меня это было надписями внутрь.
Вложение:
IMG_20170712_140659.jpg [ 100.83 КБ | Просмотров: 13563 ]
Старый подшипник будем собирать уже внутри, так меньше шансов занести грязь. Хотя, какая нафиг разница. Можно и в сборе, как новый.
Крайне важно обеспечить строгую соосность всех цилиндрических поверхностей, чтобы усилия запрессовки прилагались строго симметрично и не вызывали перекосов. Делать это приходится вручную, с визуальным контролем. Дико завидую тем, кто еще сохранил остроту зрения. Мне крайне сложно уже это делать, возраст свое берет...
Можно конечно усложнить конструкцию приспособления, тогда от зрения мало будет зависеть. Подумать надо, стоит ли оно того.
Тут еще раз акцентирую внимание на перекосах. Не допускать на в коем случае! От этого зависит ресурс собранного узла. Все читали сопли в тырнете, типа заменил ступичные на новые фирменные, а они через два месяца опять загудели... Вот вот, даже от перекоса во время установки, не говоря уже о кувалде...
На этом фото показана несоосность оснастки и подшипника всего в пару десятых мм, это недопустимо.
Вложение:
IMG_20170712_140709.jpg [ 66.01 КБ | Просмотров: 13562 ]
Тут пожалуй лучше применять универсальное правило. Если вращение винта становится туже, нужно немедленно снять напряжение и поправить оснастку, устранить перекос. Лучше десять раз за операцию делать такие ослабления, чем запороть геометрию посадочных поверхностей и убить подшипник.
Кувалда даже понятия не имеет о таких тонких материях, она железобетонно гробит подшипники, в разы уменьшая их ресурс.
Задние ступичные меняются примерно так же:
Вложение:
IMG_20170713_114135.jpg [ 86.04 КБ | Просмотров: 13562 ]
Вложение:
IMG_20170713_120952.jpg [ 74.37 КБ | Просмотров: 13562 ]
Вложение:
IMG_20170713_124512.jpg [ 74.56 КБ | Просмотров: 13562 ]
Т.е. без тотальной разборки, слива тормозной жидкости, тут даже колодки снимать не потребовалось.
Черный винт и гайка в приспособах - высокопрочная шпилька и гайка М16. Даже намека на износ не обнаружил, не говоря о смятии. Класс прочности всего 10,9 попугаев, бывает и 12,9...
Чуток про оргвопросы, чтобы ничего не мешало работать:
Вложение:
IMG_20170713_161300.jpg [ 77.59 КБ | Просмотров: 13561 ]
Ну и домкраты активно применяю для удержания в удобной позиции тяжелых узлов. Машина при этом покоится на двух подставках. Важно, чтобы площадка была достаточно горизонтальной, а то с подставок авто может и соскользнуть запросто.
А вот про запрессовку ступицы стоит уточнить.
Упирать приспособу для этой операции нужно во внутреннее кольцо подшипника и более ни во что.
Вложение:
IMG_20170713_130834.jpg [ 58.1 КБ | Просмотров: 13562 ]
Технологическое пластиковое кольцо из внутренних колец нового подшпника удалять не нужно, оно само удаляется внутрь опорного кольца приспособы:
Вложение:
IMG_20170713_131330.jpg [ 62.64 КБ | Просмотров: 13562 ]
Ну и попутно проверил шарниры, установил новые болты с масленками, прошприцевал шарниры.
Подшипники в шарнирах в отличном состоянии, масленки нужно искать новые, эти дерьмо полное. Нужно найти что-то более менее приличное.
Вложение:
IMG_20170713_134208.jpg [ 72.03 КБ | Просмотров: 13561 ]
Не попали в кадр банальные полуметровый вороток на 3/4 дюйма и головка к нему на 36 для затягивания ступичной гайки. Вместо динамометрического ключа вставал всем весом на этот вороток в рассчитанном месте. Банальная физика.
После всех этих процедур прокатился, обнаружил одно из двух, либо в машине стало тише, либо это эффект плацебо.
Кое-где на фото в кадр попал пакет с мусором. Крайне важно не допускать загаживания окружающей среды, в которой мы все живем. Не оставляйте после себя ничего нового в чистом поле. Это все достанется нашим потомкам.
Блин, пока писал этот отчет, придумал совершенно другой съемник, гораздо проще. Ну да ладно, уже не актуально.
Если ниже видно изображения, то это глюк форума, ниже ничего быть не должно.