Расставим точки над "и" (примирительно
).
Разберемся, как работает АКПП CVT пр-ва Nissan.
1) Крутящий момент с коленвала двигателя подается на маховик.
2) Маховик соединен с обычным гидротрансформатором, т.е. гидравлической муфтой (как на стандартной АКПП).
3) Гидравлический транформатор используется в качестве сцепления при трогании с места и выполняет фунции 1-й передачи.
4) Устройство самого вариатора состоит из двух конусов (в нашем случае конусообразных шкивов), расположенных на параллельных осях и направленных вершинами друг к другу.
5) Конусы (употребляю это наименование вместо шкивов, их частного случая) соединены цепью. В более поздних моделях автомобилей Nissan цепь не используется, соединение конусов обеспечивается их трением (это те коробки передач, куда заливается жидкость NS-2).
6) Один из конусов находится на одном валу с гидротраснформатором,
другой передает движение на привода колес и раздаточную коробку через систему дифференциалов.
7) Никаких передач в обычном понимании этого слова в АКПП CVT НЕТ! После срабатывания гидротрансформатора и трогания с места соединительная цепь начинает вращаться вместе с конусами.
8 ) После трогания с места цепь находится на основаниях конусов.
Это соответствует низким передачам.
9) По мере увеличения оборотов цепь отклоняется от основания (оснований) конусов к его (их) вершинам. Это соответствует повышенным передачам.
10) Этот переход осуществляется плавно, т.е. стоит двигателю набрать определенное количество оборотов, цепь сразу передвинется от основания конуса к вершине. Фиксированное дискретное переключение передач отсутствует (в отличие от стандартной АКПП и МКПП). И чем выше обороты двигателя, тем быстрее изменяется положение конусов и цепи, т.е. быстрее "переключаются передачи", и тем быстрее растет скорость. Данное свойство и легло в название АКПП CVT.
СVT - это Continously Variable Transmission, т.е. система переключения передач с непрерывным изменением передаточного числа.
11) Перейдем от виртуальных конусов к реальным шкивам.
То, о чем было написано выше, является идеальной моделью вариатора. В действительности мы имеем конусообразные шкивы изменяющегося диаметра, а управляет этим изменением блок управления АКПП с помощью соленойдов (т.н. step motor и т.п.), отслеживая обороты двигателя.
12) Что мы имеем в случае ручного режима переключения передач или режима "L"?
Мы имеем набор определенных предустановленных соотношений двух шкивов и цепи.
Т.е. при ручном переключении передач не происходит непрерывного изменения передаточного числа, а происходит выбор из фиксированных предварительно заданных чисел. Т.е. прямое подобие МКПП, гораздо более близкое, чем режим тип-троник на стандартных АКПП с возможностью ручнго переключения передач.
13) В режиме Sport эти передаточные числа меняются, так же как и меняется настройка системы впрыска и ABS двигателя.
На приведенной Skela схеме отчетливо видны линии подключения к болкам управления двигателем и ABS.
14) А перекручивание двигателя до звона в в случае ручного режима переключения передач или режима "L" приводит к защитному переключению на следующее фиксированное передаточное число,
а заодно к износу тех самых соленойдов (т.н. step motor и т.п.).
Цепь, шкивы и валы:
Плавное изменение передаточного отношения, сдвигом половин шкивов:
Цепь:
Dixi.