Небольшое
видео о том, как производятся термостаты. Из него можно понять, что движение клапана термостата на открытие, является силовым, шток выталкивается из цилиндра расширяющимся наполнителем, как из гидроцилиндра. С учетом остальных особенностей конструкции становится понятным, что НЕ открыться при нагревании термостат практически не может. Откроется он обязательно. А вот закрыться его заставляет пружина. И если механизм чуть подклинивает, усилия пружины может не хватить для плотного закрытия термостата, особенно в той ситуации, когда температура находится на грани закрытия. При полном остывании клапан таки должен закрыться. Но подобная ситуация недопустима в эксплуатации. Клапан должен четко перекрывать поток антифриза, без задержек, иначе двигатель переохлаждается.
Степень открытия термостата пропорциональна температуре, это чистая физика. Площадь проходного сечения клапана при этом зависит от конструктивных особенностей конкретной модели термостата.
Штатный термостат и термостат Тама довольно сильно различаются конструктивно. Если у штатного термостата проходное сечение быстро увеличивается с самого начала открытия, то у Тама, чисто конструктивно, скорость нарастания проходного сечения значительно ограничена. Это позволяет более плавно регулировать тепловой режим двигателя на границе начала открытия термостата, т.е. больше подходит для эксплуатации в очень холодном климате. И в то же время, при прогреве до температуры полного открытия, проходное сечение термостата Тама может оказаться даже больше, чем у штатного, т.к. диаметр горловины клапана у него больше...
Это мое свежее исследование, которое еще не доведено до логического завершения, т.к. не удалось нагреть испытуемые термостаты более 95 градусов в воде, видимо атмосферное давление низковато было. Выберу другое время, и попробую погреть их в антифризе, а не в воде. По любому до 110 градусов запас быть должен.
При 95 градусах проходное сечение штатного термостата, с температурой начала открытия 82 градуса больше, чем у Тама с температурой начала открытия 88 градусов, оно и понятно, т.к. для ее полного открытия нужно 103 градуса.
Зато при температуре 87 градусов, когда Тама еще полностью закрыта, штатный термостат уже имеет огромное проходное сечение, т.е. выбрасывает все драгоценное тепло за борт, полное закрытие штатного термостата происходит при снижении температуры до 76 градусов. Тама полностью закрывается при остывании до 83 градусов, но уже при остывании до 86 проходное сечение у нее очень маленькое, что позволяет балансировать тепловой режим очень плавно, добавляя охлажденный антифриз тонюсенькой струйкой, не допуская тепловых ударов...
Буду менять тоетовский термостат с температурой 88 обратно на Таму с температурой 88, т.к. тоетовский конструктивно идентичен штатному, т.е. работает очень резко на границе закрытия, что больше подходит для работы в жарком климате.
В целом, для России, прежде всего для теплых регионов, где не бывает сильных морозов и нет смысла ставить термостат с температурой начала открытия 88 градусов, все же имеет смысл поменять модель термостата на Таму, пусть и с номинальными 82 градусами начала открытия. Зимой будет гораздо комфортней, чем со штатным термостатом, только за счет более плавной работы на нижнем пределе.
76 градусов для любых регионов России будет слишком мало, т.к. зима все равно бывает, и отрицательные температуры тоже бывают. При таком термостате будет не только холодно в салоне, но и расход топлива будет высоким из-за работы двигателя в ненормальном температурном режиме.
Фото не будет. Не делал. Пытался, но пар мешает.